Sv1ca-4.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Розетки для варенья рига rpf ссср

Эстер Вайтмаа, Eesti Päevaleht

Если вдруг у вас в серванте в целости и сохранности стоит сервиз Рижского фарфорового завода, можно сказать, что вам несказанно повезло — вы обладатель дорогой и очень ценной в наше время посуды, пишет Eesti Päevaleht.

Интернет-аукцион подходил к концу. Но к торгам постоянно присоединялись все новые и новые люди, ценовые предложения делались с завидной регулярностью. Особый ажиотаж вызвал чайный сервиз «Сигулда» Рижского фарфорового завода за 211 евро. Несмотря на то, что сервиз продавали в идеальном состоянии и оригинальной упаковке, стоит отметить, что еще пару месяцев назад цена набора не поднималась выше 150 евро. Это может показаться странным, но любители фарфора с ног сбились в поисках именно этого чайного сервиза с позолотой и небольшими розочками. Его ищут на разных сайтах, барахолках и в антикварных магазинах, завидуют тем, кому посчастливилось получить сервиз по наследству. Настоящий бум ностальгии по советской посуде.

Фарфор из яичной скорлупы родом из детства

Мне тоже накрыла эта волна любви в старым вещам. Все началось с одного небольшого сливочника. Потом появился маленький чайник с изображением клубники из серии Marijka (тогда, конечно, я знать не знала названия набора). Вскоре я присоединилась в Facebook к группе «Ностальгическая посуда и столовые приборы». Практически сразу же я купила там за 4 евро кувшинчик, который благополучно получила по почте. А потом началось…Я стала постоянно следить за публикациями в группе, ходить по ярмаркам и искать интересные вещицы. Цены в основном были низкие, поэтому скоро на моей даче появилось много великолепной кухонной утвари.

Однажды я заметила в продаже красивые чашки, точно такие же, как когда-то были у нас дома. Это была чайная пара из такого тонкого фарфора, что, казалось, если сквозь него смотреть на лампу, он просвечивался. Я хорошо помню, с каким любопытством я разглядывала эти чашки, когда была маленькой. «Фарфор из яичной скорлупы», — так тогда говорили об этом материале.

А тут как раз эти же самые чашки продаются, да еще и по доступной цене. «Хм, а если собрать всю серию, чтобы дома был красивый и солидный сервиз?» — подумала я. Сказано-сделано! Я стала искать, покупать и собирать этот сервиз! Но в это же время, видимо, такая же идея пришла в голову многим, потому что с лета до ноября цена выросла с пары десятков евро до более чем 200.

Популярность массового производства

«Зачем вы покупаете эту массовую продукцию? В чем ее ценность?» — писали люди в разных группах, пытаясь вернуть любителей рижского фарфора с небес на землю. Доля правды в этом действительно есть. На рижском заводе производили много фарфоровой продукции, она была почти в каждом доме жителей советской Эстонии. Наверное, именно поэтому многие пожилые люди легко расставались с такими сервизами и продавали их скупщикам — это же не фарфор эстонской торговой марки Langebraun или Lorup, где каждый предмет является настоящим произведением искусства.

Но молодое поколение относится к рижскому фарфору совсем по-другому. В эпоху «Сделано в Китае» здорово обнаружить, что совсем рядом с нами производили по-настоящему красивые вещи. Точно такой же популярностью сегодня пользуются изделия Tarbeklaas, хотя все больше и больше людей по всему миру начинают интересоваться именно сервизами Рижского фарфорового завода.

В группе «Nostalgilised köögi- ja söögiriistad» в Facebook сейчас состоит более 11 000 человек, многие из которых добавить совсем недавно. А есть еще группа «RPR.Riga.Рижский фарфоровый завод». Оживленная торговля в интернете проходит почти круглые сутки на протяжении всей недели. Один раз я купила у латышей кофейник рижского фарфора аж в два часа ночи!

Ценная посылка

«Не волнуйтесь, все дойдет до вас в целости и сохранности. У меня все эстонские заказчицы получали свои сервизы «Лайма» в идеальном состоянии», — успокаивал меня продавец.

При пересылке фарфор нужно упаковать очень тщательно. Все пустоты каждого предмета должны быть заполнены бумагой и пузырчатой ​​пленкой, а сама почтовая коробка должна быть плотно набита газетами, чтобы ни одна чашка или тарелка не могла сдвинуться ни на миллиметр. В таком виде и получают эти тончайшие сервизы. Правда, периодически в Facebook все-таки появляются фотографии, где показывают как какой-нибудь продавец безответственно завернул посуду в один слой бумаги, и в итоге заказчик получил разбитую посуду. Но моя посылка, к счастью, пришла хорошо упакованной и ни один из заказанных предметов не разбился.

Последнее время интерес к рижскому фарфору растет с небывалой скоростью. Во всех группах в социальных сетях одними из основных покупателей рижских сервизов являются жители Эстонии. «Бизнес» развит и в финском направлении: многие специально ездят Финляндию на различные ярмарки антиквариата или же сами финны публикуют фотографии ретро-посуды и отправляют заказы в Эстонию. Однако, к сожалению, в Финляндии рижского фарфора представлено очень мало.

Азбука Рижского фарфора

У каждого чайного или кофейного сервиза было свое название, которое зависело от формы предметов, а не от декора. Так, например, одинаковая деколь или ручная роспись могла быть на разных сервизах. Поэтому, если вы только начинающий коллекционер, смотрите не только на узор, но и на форму!

Один из самых популярных ныне сервизов под названием «Сигулда» производили на Рижском заводе в 1974–1996 годах. Автор формы — Эрикс Эллер. Критики в один голос заявляют: «Это же массовый продукт!». И они правы. Но особенностью данной коллекции является материал — тончайший костяной фарфор. Такое необычное название этот вид фарфора получил за счет добавления примеси костяной золы (обожженой костяной муки). Костяной фарфор внешне отличается особой тонкостью стенок, которые слегка просвечиваются, если сквозь них смотреть на источник света. Посуда из костяного фарфора не только тоньше, но и заметно легче, чем аналогичные изделия из обычного фарфора.

Когда начинаешь собирать рижский фарфор, первая мысль, которая приходит в голову — изучить сайт Музея рижского фарфора. Но, как это ни странно, никакой полезной информации музей не дает. Фотографии на сайте не информативны, на письмо по электронной почте музейные сотрудники не отвечают. Куда больше информации можно почерпнуть из всевозможных групп на Facebook или сайтах любителей фарфора.

В Таллиннском городском музее есть постоянная выставка посуды из разных стран мира, где небольшой стенд отведен и Рижской фарфоро-фаянсовой фабрике (в том числе представлены изделия товарищества М.С.Кузнецова).

Для всех любителей рижского фарфора латвийский коллекционер Мартиньш Батрагс (49 лет) создал сайт Rigasporcelans.lv. Свой первый сервиз он получил от бабушки — это был кофейный набор «Саулите»(в переводе — «Солнышко»), который выпускали с 1964 по 1970-ые годы.

«Для нынешней молодежи 1960-е годы — уже история. И фарфор того времени — бабушкин фарфор, точно так же в то время относились к изделиям Кузнецова или Лангебрауна», — говорит Мартиньш Батрагс о своей фарфоровой коллекции, которую он начал собирать всего пять лет назад.

Батрагс точно знает, что особо ценится. «Мой интерес к фарфору начался с работ 1960-х годов. Юрмала, Аусма, Марийка», — перечисляет он названия. Больше всего охотятся на «Юрмалу», это очень редкий сервиз», — говорит он.

Клеймо Рижского фарфорового завода в разные годы:

Латышские заготовки, эстонский узор

Конечно, ценность также представляют более старые серии Рижского фарфорового завода: например, сами латыши очень часто ищут «Лайму». В Эстонии на аукционах за набор чашек, кофейника и сахарницы этой серии просят до 270 евро.

Читать еще:  Вилка розетка прицепа пс 300

«Прежде всего посмотрите на ручную роспись», — советует Батрагс. «Особенно высокую ценность представляют предметы с ручной росписью эстонцев», — утверждает он. Мало кто знает, что большая часть росписи фарфора советских времен была написана на рижских заготовках. Поэтому, например, заслуживают внимания изделия KFK и ARS.

Сервиз «Сигулда» не входит в число самых любимых коллекций Мартиньша Батрагса, хотя признает, что это очень красивый и романтичный набор. Кроме того, латвийский коллекционер особенно выделяет материал, из которого производили этот сервиз. Он также заметил, что за последние три месяца интерес к этому сервизу взлетел до небывалых высот. Например, высокий кофейник (самая разыскиваемая деталь сервиза!) в одной из эстонских групп продавался недавно за 95 евро, хотя еще каких-то месяц-два назад его цена была 40 евро, а летом и вовсе можно было найти за 20 евро.

«Естественно, и у «Сигулды» есть свой лимит — ее же больше не производят. Но, вероятно, в будущем рост цен на этот сервиз остановится», — прогнозирует латвиец.

Изделия из Латвии вместо Лангебрауна

Почему бум вызвал именно рижский фарфор? Вероятно, причиной является тот факт, что на сегодняшний момент он все еще доступен, хотя и не так часто встречается в продаже. Примечательно, что у кого-то до сих пор в сервантах в идеальном состоянии хранятся сервизы, которые за последние 30-40 лет никогда (или очень редко) использовались . Как это часто бывало у наших людей: «Пьем из простых кружек, фарфор пусть для красоты постоит». А ведь сейчас — это настоящее богатство!

Фарфор Лангебрауна времен первой Эстонской Республики собрать практически невозможно. Во-первых, останавливает очень высокая цена. Во-вторых, он очень редко поступает в продажу. Особенно это касается больших сервизов, где присутствуют все детали. Недавно, например, пятнистый чайный сервиз с клеймом Лангебрауна продавали за 3500 евро. А восхитительный, расписанный вручную чайный комплект (чашка, блюдце и столовая тарелка) можно купить примерно за 400 евро.

Стоит также отметить, что в погоне за такими вещами присутствует нотка ностальгии. «Лангебраун» никогда не стоял в шкафах наших мам и бабушек. Все, что мы помним из изысканной посуды нашего детства — это как раз чайные и кофейные наборы Рижского фарфорового завода, а также стаканы и бокалы Tarbeklaas. То, что совсем недавно казалось серым и будничным, превратилось в ностальгию. Может быть, когда-нибудь это будут называть антиквариатом?

Рижский завод давно прекратил свое существование, на его месте построен гигантский торговый центр. Никаких чашек там уже производить не будут. Смотря на эти бесконечные магазины, разместившиеся под крышей торгового центра, даже не верится, что когда-то на этом месте производили самый лучший фарфор в странах Балтии. Красивый, тончайший и очень ценный!

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

  • I – красная;
  • II – синяя;
  • III – зелёная.

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

Читать еще:  Как правильно подключить интернет розетку viko

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

  • высший обозначался красным;
  • I – синим;
  • II – зелёным;
  • III – коричневым.

Особенности рижских стиральных машин

Корпус первых моделей был цилиндрическим и состоял из верхней части, где размещался бак, и нижней – в ней устанавливался привод с электродвигателем. Машины были на колёсиках для удобства перемещения. Общие для всех моделей характеристики следующие:

  • Надёжность электрического двигателя, унифицированная схема его подключения к сети. Оснащение мотора пусковой и рабочей обмотками обеспечивает реверсивное вращение ротора. Малая мощность (150–500 Вт) позволяет не использовать пусковой конденсатор.
  • Дизайн стиральных машин напоминает корпус ракеты.
  • Бак вмещает 1,5-2,5 кг сухого белья. В нём происходит стирка и отжим вещей.
  • Воду горячую и холодную нужно было заливать попеременно. Слив жидкости – вручную через шланг.

Некоторые модели, например, «Рига-15» относятся к разряду полуавтоматических машин с вкладной центрифугой. Другие – с ручным отжимом посредством протягивания мокрого белья через 2 покрытых резиной валика их вращением. Простота конструкции и высокое качество деталей обеспечивали надёжность и долговечность первых стиралок СССР.

filaretuos

Друзья и враги

Сладенькая история Латвийского «Счастья»

LAIMA — в переводе с латышского на русский язык, это значит «СЧАСТЬЕ».

Бренд: Laima
Слоган: Выбирай Любовь
Отрасль: пищевая промышленность
Продукция: конфеты, батончики, зефир, печенье и пр.
Год рождения бренда: 1870
Владелец: Фабрика Laima

Laima — известное латвийское предприятие по производству шоколадных изделий. В настоящий момент снова принадлежит латвийским предпринимателям.

История фабрики Laima, сохранившей старинные традиции изготовления шоколада, уникальна. Laima — одно из редких кондитерских предприятий в Европе, где полностью выполняются все этапы переработки бобов какао в шоколад. Шоколад здесь изготавливается только из высококачественных бобов сорта Форастеро, произрастающего в Гане. Особые приемы обжарки и помола этих бобов обеспечивают неповторимый вкус и аромат, присущий только шоколаду Laima.

В настоящее время Laima — крупнейший и самый известный производитель кондитерских изделий в Балтии, эскпортирующий свою продукцию в 27 стран мира.

Основоположником кондитерского производства в Латвии считается немец Теодор Ригерт (Theodor Riegert). Накопив большой профессиональный опыт во время путешествий по разным странам, он в 1870 году открыл в Риге, на улице Заля, фабрику по изготовлению шоколада. С годами фабрика Ригерта стала одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в прибалтийских странах и даже в необъятной России.

Спрос в сладкой продукции в Риге возрастал, и со временем у Ригерта появился серьезный конкурент – основанная в 1881 году фабрика Гегингера, производившая широкий ассортимент пищевых продуктов: от сладостей до рыбных консервов.

«Вот прошло уже больше двадцати лет со времен распада СССР, но вкус продуктов фабрики Ригерта , выпускавшихся в стране Советов под брендом «Узвара», до сих пор стоит у меня во рту».

«Взять хотя бы карамель, выпускавшуюся фабрикой «Uzvara». Карамель «Молочная капля» ценой 1 рубль и 19 копеек. Знаете какой срок годности должен быть у продуктов произведённых из натуральных компонентов? Один месяц!».

«А карамель «Рижская смесь» тоже фабрики «Uzvara»! Цена рубль тридцать восемь. Ну как, слюни ещё не потекли?

К слову, рижская кондитерская фабрика «Uzvara» (в переводе на русский «Победа») вела свою историю с 1881 года, когда была основана компания «L. W. Goegginger «, выпускавшая печенье, шоколад, конфеты и другие сладости.

В 1881 году была основана и Рижская консервно-конфетная фабрика L.V.GOEGGINGER, находившаяся в Риге по улице Спорта 2, где и в наши дни расположена крупнейшая компания по производству сладостей LAIMA. В ту пору фабрика выпускала конфеты, шоколад, бисквиты и различные консервы. Владела предприятием Людмила Гегингер. Уже в конце XIX века и в 20-е годы ХХ века изделия фабрики были отмечены множеством медалей, включая «Grand-Prix» международных выставок в Лондоне, Париже и Риме. В начале ХХ столетия фабрика выпускала около 900 различных наименований сладостей, например, шоколадные плитки, конфеты, фигурки, шоколадный порошок, марципановые изделия, фруктовые мармелады, карамель, леденцы, драже, пастилу и торты.

Читать еще:  Отличие розетки немецкого стандарта от французского

В 1940 году фирма была национализирована и переименована в «Uzvara». В 1994 году фабрика была приватизирована и поглощена компанией Laima, а в 2000 году прекратил существование и сам советский кондитерский бренд «Uzvara».

Наверняка многие и в России помнят замечательную карамель «Uzvara» в изящных жестяных баночках, в которых после съедания конфет было удобно хранить разные мелочи.

И все же самыми излюбленными для жителей Латвии буржуазного периода были изделия предпринимателя латышского происхождения Вильгельма Кюзе, создавшего свое производство в 1910 году. Благодаря высокому качеству продукции и умелой рекламе, В. Кюзе удалось создать из маленькой кондитерской крупное стабильное предприятие – Staburadze. В. Кюзе даже называли кондитерским королем Латвии.

В 1921 году на улице, которая сегодня называется улицей Миера, появилась еще одна кондитерская фабрика, позднее получившая название Laima. Фабрика росла, расширялась и к 1930 году уже насчитывала 500 работников. Продукция фабрики Laima экспортировалась во Францию, Англию, Египет, Ливан, Палестину и другие страны. Во второй половине 30-х годов владельцы фабрики решили покинуть Ригу. В 1937 году правительство Латвии приобрело акции предприятий Rigerts и Laima и объединило их. Поэтому принято считать, что традиции шоколадного производства Laima были заложены в 1870 году, когда была создана фабрика Ригерта.

В 1940 году, когда Латвия утратила независимость, частные промышленные предприятия и государственная собственность перешли в руки Советской власти. Все предприятия были национализированы, фабрику Гегингера переименовали в фабрику Uzvarа, предприятие Staburadzе, принадлежавшее Кюзе, – в фабрику 17 июня. Uzvara начала производить карамель, большими партиями отправляя ее в Россию. Фабрика Staburadzе изготавливала печенье и торты, Laima специализировалась на производстве шоколада и шоколадных изделий.

В 1993 году Laima, а в 1994 году и Uzvara были приватизированы и из государственных предприятий превратились в частные акционерные общества.

В январе 1998 года АО Laima объединились с АО Uzvara, при этом сохранилось название АО Laima и две торговые марки — Laima и Uzvara.

ИСТОРИЯ РИЖСКИХ КОНФЕТ «СЕРЕНАДА»

Что касается «Серенады», то в 2010 году она торжественно отметила своё 73-летие, а сотрудница информационного отдела предприятия Рита Воронкова даже поведала журналистам русскоязычной рижской газеты «Час» весьма романтическую легенду о том, что некогда (в 1930-е годы) кондитером на фабрике работал молодой парень, влюблённый в симпатичную девушку, жившую неподалёку, но у него не хватало смелости признаться ей в своём чувстве, поэтому он разработал рецепт шоколадной конфеты и назвал его «Серенадой», продемонстрировав то, что он выражает своё чувство не в словах, а в шоколаде. Первые конфеты под названием «Серенада» были в необычной упаковке, на которой было изображено южное залитое солнцем небо, раскидистые пальмы и пёстрые райские птицы. Впоследствии упаковка поменяла свой оригинальный исторический дизайн и стала нежно-голубого цвета. Современный дизайн упаковки является уже девятым или десятым по счёту. В 2007 году, когда сорт «Серенада» отметил своё семидесятилетие, на упаковке появилось изображение печального Пьеро, однако это произошло не впервые – Пьеро уже был прописан на обёртке одной из самых любимых рижских конфет несколько десятилетий назад.

Ужин с Вайкуле и Паулсом

Многое в Прибалтике удивляло жителей средней полосы России. От культуры времяпрепровождения в барах – с питьём ликёра из маленьких, напоминающих напёрстки рюмок до непривычно качественной эстрадной музыки с модными аранжировками и выставок фотографий с элементами ню: всё же сказывалась близость к Европе.

«На чьих только концертах мы ни были! – вспоминает Ольга Титовская. – Карел Готт, Валерий Леонтьев, Алла Пугачёва… Сложно было попасть, но попадали. Обожала Александра Серова. А Лайму Вайкуле мы вовсе видели на сцене бара в гостинице «Латвия». Она была ещё совсем молоденькой и только начинала музыкальную карьеру. Громко о ней тогда ещё не говорили, но к этому всё шло. Она была очень необычная, нестандартная. И хорошо помню тот самый её номер с грибочками-зонтиками, с которым она потом ворвалась на общесоюзную эстраду (песня «Весёлые мухоморы» – прим. авт.)».

В уютном кафе «13 стульев» на Домской площади рижане брали пирожные и кофе по 36 копеек. Там был только кофе и бальзам из миниатюрных рюмочек. И в это кафе всегда стояла огромная очередь.

«Сталкивались в кафе и с Раймондом Паулсом, он уже был известен. Он не играл, а, как и все, отдыхал, потягивал кофе, разглядывал публику этак скучающе. Хорош был в джинсовом костюме! Но, естественно, никто не приставал к нему с просьбами об автографе. А ещё удавалось по блату попадать на песенный фестиваль в Юрмале. Ещё театр! Замечательный Рижский театр драмы. Молодой Андрей Ильин – да-да, тот самый, муж Каменской в телесериале – в рижской постановке «Ревизора» был признан лучшим Хлестаковым в Советском Союзе».

Отдыхали в Юрмале, на взморье. Там, на приморских дачах, профсоюз давал людям комнаты. Без удобств, с туалетом на улице и самостоятельным питанием. Но месяц проживания там стоил всего 5 рублей.

РЭЗ — завод-великан

Электрооборудование для продукции вагоностроительного завода производилось по соседству — на Рижском электромашиностроительном заводе (РЭЗ). Именно здесь началось первое в СССР производство стиральных машин — в общей сложности их было выпущено 12 миллионов. А трудились на РЭЗ 8 тысяч человек.

Как и многие и другие латвийские предприятия, Рижский электромашиностроительный завод переживал кризис в 1990-х — заказов нет и не предвидятся, а оборудование безнадежно устаревает. Тогда из-за нерентабельности пришлось закрыть ряд производств и сократить рабочих. В отличие от неудачных примеров других латвийских заводов, здесь эта мера сработала.

В 2006 году пакет акций предприятия купил российский акционер «ЭДС-Холдинг». Здесь производят двигатели, электроприводы для самосвалов, электробусов, троллейбусов, вагонов метрополитена. В настоящее время на российский рынок экспортируется до 80% объема продукции РЭЗ. Остальные 20% — в Белоруссию, Украину, Польшу, Швецию.

«РЭЗ — современное предприятие, продолжающее непрерывно развиваться, несмотря на военные разрушения, послевоенные трудности, кризисы. И сейчас РЭЗ — уникальный завод, история машиностроения, завод — великан», — говорится на сайте предприятия.

Схема

Весь модельный ряд «Рига» имел унифицированную схему подключения электродвигателя. На данный момент электро схему любой машинки можно скачать в сети Интернет. Электродвигатель стиральной машины Рига был сконструирован достаточно удачно, за годы работы зарекомендовал себя очень надежным узлом.

Имел пусковую и рабочую обмотку, за счет чего можно было выполнять реверс в случае необходимости. За счет малой мощности не нуждался в пусковом конденсаторе. Двигатель от стиральной машины Рига любили в советские времена применять умельцы для различных поделок. Одной из них являлся небольшой шлифовальный станок для заточки инструмента.

Схема стиральной машины Рига 8

В целом рижский завод создал рынок стиральных машин в советском союзе. Была прожита целая эпоха, каждая семья пользовалась продукцией завода. Даже сейчас можно нередко встретить объявления на Авито о продаже машин в рабочем состоянии. А в глубинке бывает, что люди даже активно пользуются ими в повседневной жизни. Всё-таки товар, выпущенный по ГОСТам реально делали на совесть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector