Схема источника света с двумя выключателями
Подключение проходного выключателя с двух и с трех мест: разбор схем + инструктаж по установке
Коммутация источников света по принципу «подошёл, включил – прошёл, выключил» – это один из вариантов эффективного пользования электрической энергией. Функциональность подобной системы управления обеспечивается теми же традиционными приборами – выключателями, но конструктивно несколько модернизированными.
Коммутационная модернизация позволяет выполнить подключение проходного выключателя с двух и с трех мест, чтобы управлять источником света из каждой отдельно взятой точки. Согласитесь, такое решение особенно удобно для длинных помещений, например, коридора.
Предлагаем разобраться в принципах подключения проходного выключателя на две и три точки управления. В статье приведены рабочие схемы организации световых групп, а также описаны особенности реализации коммутационных проектов.
Освещение с трехсторонним управлением
Добавив промежуточный переключатель к описанной выше цепи, можно управлять светильником из трех мест. Этот переключатель ставится в разрыв соединительных проводов между двумя другими переключателями.
Трехстороннее управление освещением
Схема управления освещением из трех мест
В одном положении клавиши промежуточного переключателя клемма L1 замыкается с клеммой 3, клемма L2 — с клеммой 4, в другом положении клавиши: L1 — с клеммой 4, а L2 — с клеммой 3.
Фазные клеммы L1 и L2 соединяются с клеммами 1 и 2 первого переключателя на два направления, а выходные клеммы — с клеммами 1 и 2 второго переключателя на два направления. При необходимости можно увеличить количество точек управления, добавляя в схему промежуточные переключатели.
1. Цепь питания светильника разомкнута. Нажатие на клавишу любого переключателя включит светильник.
1. Цепь питания светильника разомкнута. Нажатие на клавишу любого переключателя включит светильник
2. Нажата клавиша промежуточного (среднего) переключателя, цепь замкнута, светильник включен.
2. Нажата клавиша промежуточного (среднего) переключателя, цепь замкнута, светильник включен
Красной штриховой линией показано протекание электрического тока. Нажатие на клавишу любого переключателя выключит светильник.
Схематические особенности
Схема установки такого рода устройств не сложна, но требует внимательности.
[attention type=green]ВАЖНО! На этапе создания проводки в местах, где планируется установка перекидных конструкций, нужно проложить трехжильный кабель до первых двух, а если вы хотите установить большее количество переключателей, до следующих нужно протянуть четырехжильный кабель.[/attention]
Для создания данного типа управления освещением с двух мест потребуются проходные выключатели, имеющие два положения переключения и три контакта. При этом переключение должно иметь перекидной характер, то есть, первый узел будет общим для двух оставшихся. В одном из положений переключения он замыкает первый, а в другом – последующий контакт. Замкнутость трех соединений сразу в этой конструкции исключена.
Если рассматривать составляющие схемы электролинии с двумя перекидными коммутирующими конструкциями, то в нее входит:
- Соединительная коробка, иначе называется ответвительной. Служит для защиты соединений электрокабелей.
- Устанавливается в каждом помещении, а в больших комнатах их бывает несколько.
- Соединительные провода (двух, трех и четырехжильные)
- Два проходных коммутирующих устройства
- Непосредственно светильник
Примерная схема подключения проходных выключателей с двух мест выглядит так:
- Провод «ноль» идет от источника на ответвительную коробку, а после нее – на светильник.
- Провод «фаза» идет от того же источника на ту же коробку, а потом – на общий контакт первого переключателя.
- Перекидные контакты (два) переключателя 1 через разветвительную коробку соединяются с такими же деталями переключателя 2.
- Фаза от общего контакта выключателя 2 идет на другой электроузел светильника.
Примерная схема подключения проходного двухклавишного выключателя с двух мест представлена далее на фото:
Монтаж системы управления одним осветительным прибором из двух точек несложен. Он производится следующим образом:
- На требуемые места установить перекидные коммутирующие конструкции
- Вывести от них кабели трехжильные
- Монтировать электросветильник, или несколько, заведенные в параллельное соединение
- Вывести от него (них) двужильный кабель
- Установить соединительную коробку. Выбор места для нее определяется кратчайшей длиной кабеля и удобного доступа к самой коробке
- Завести в коробку провода от питания, перекидных конструкций и электроосветительных приборов
- Соединить их так, как описано выше
При таком соединении четыре контакта (две пары) с обоих точек соединяются между собой. Для включения освещения фаза идет к осветительному прибору с общего узла электровыключателя 2.
Для примера предлагаем вам посмотреть видео, в котором представлена схема подключения проходных выключателей с двух мест:
Схема подключения двух выключателей на одну лампочку
Главный технологический прием – это прокладка кабеля трехжильного формата в тех зонах, где осуществляется обустройство перекидных конструкций. Нет проблем и с подключением большего числа устройств? В таком случае применяется провод с четырьмя жилами. Наличие проходных моделей, имеющих 2 режима положения и 3 контактных элемента даст возможность параллельного управления из пары точек.
Схема подключения пв с двух мест
Наиболее часто разводка электрической цепи с выключением из 2 мест используется при необходимости подсветить лестничный пролет, для удобства в спальных комнатах. В этом случае активация светильника осуществляется от входной двери и из удаленной точки на усмотрение пользователя. В такой ситуации схема управления освещением с двух мест будет выполнена с учетом нескольких принципов:
- Фазный провод подается на вход одного из переключателей.
- Вход 2-го из устройств соединяется с 1 из контактов светильника (центральным).
- 2 “выход” прибора освещения соединяют с “нулем”.
- Соединения выходных точек переключающих устройств выполняются параллельно – выходы №1 и №2 попарно.
Такая схема предполагает, что подача электрического тока проводится постоянно, но подключить источник света удастся, только если нажать кнопку выключателя – замкнуть 1 из 2 возможных цепей. При этом клавиши переключателей находятся в одном положении.
Техника безопасности
Даже при выполнении несложной разводки для соединения двух переключателей требуется соблюдение простых правил безопасности:
- использовать диэлектрические перчатки в случае работы без обесточивания сети;
- правильно определять фазный провод, для чего использовать индикаторную отвертку (или мультиметр);
- в случае наличия заземляющего контура обязательно крепить проводник к штатному гнезду в розетке.
В случае проведения работ с уже смонтированной проводкой не применяют “скрутку” из разных материалов. Медные провода не скручивают с алюминиевыми. При необходимости единичного сочетания разных материалов применяют клеммное соединение через переходник.
При прокладке новой жилы разводку проводят на расстоянии 15 см от потолка с укладкой кабеля в пластиковый короб. Это будет соответствовать строительным требованиям и нормам безопасности.
Установка защиты
Отдельной защиты для схемы с 2 проходными выключателями не предусмотрено. Одним из косвенных способов защиты при использовании 2 выключателей является расключение питающего провода. Поскольку световой прибор требуется подключить к работе от 2 управляющих устройств, прокладывают отдельную ветку. В этом случае даже при выходе из строя 1 из веток в доме или квартире линия освещения остается неповрежденной и сможет работать при локальном ремонте.
Какие выключатели нужны: особенности конструкции
Обычные выключатели нельзя поставить в качестве проходных. Их конструкция не предусматривает такой возможности в принципе. В выключенном состоянии, контакты обычного переключателя размыкают электрическую цепь. Даже если ввести в схему второй выключатель, это ни на что не повлияет. Если первый переключатель находится в размыкающем цепь положении, второй не сможет зажечь электричество.
В это же время, переключатели должны быть подключены к одной цепи. Так как им придется управлять одной лампой, их надо соединить.
Чтобы справиться с этой задачей, были разработаны специальные проходные переключатели.
Важно! Чтобы контролировать лампы из 3х и более мест, существуют схемы на «перекрестные переключатели». Ими заменяют устройства проходного типа, но не наоборот. Перекрестные выключатели обойдутся пользователю дороже, но их цена оправдана. Со своими задачами они справляются успешно.
Лицевая сторона перекидных коммутаторов внешне схожа с устройствами обычного типа. Некоторые производители добавляют на клавиши рисунок в виде вертикально размещенных треугольников, смотрящих острыми углами в противоположные стороны. Однако принципиальные отличия находятся с обратной стороны.
Перекидные выключатели с одной кнопкой имеют три клеммы для соединения с проводкой. Обычное устройство имеет всего 2 клеммы. Перекрестный выключатель с одной клавишей располагает 4.
С помощью двухклавишных коммутаторов можно как соединить лампочки на один выключатель, так и запускать две группы ламп одного и того же светильника.
Двухклавишный переходной коммутатор должен иметь 6 клемм для соединения с проводкой. Обычный двойной переключатель имеет 3 клеммы. В то же время, перекрестный коммутатор будет иметь 8 клемм.
В обычном коммутаторе цепь может находиться в двух положениях:
- Замкнутое.
- Разомкнутое.
Важно! Однако конструктивное отличие проходного выключателя обеспечивает важную особенность схемы его подключения. Цепь идет от него по 2 линиям сразу. В каждом положении выключателя, одна из цепей разорвана, а вторая замкнута. Таким образом, пролегающая через коммутатор цепь никогда не бывает разомкнута окончательно.
10 световых схем для фотографирования
Без чего не может быть фотографии? Правильно: без света. Существует два основных света: естественный и искусственный. Естественный — это солнышко, понятно. Искусственный делится на постоянный и импульсный. Мы сегодня поговорим о искусственном постоянном свете, то есть — о работе в студии. Тема сегодняшней статьи — десять основных схем для фотографирования.
Давайте сразу определимся с тем, какие бывают виды студийного света.
Всего их четыре: контровый, фоновый, заполняющий, рисующий. Согласно классической традиции их следует выставлять обратно тому порядку, который мы тут указали. Но мы считаем, что времена меняются и ничто не стоит на месте, в том числе и фотография.
Характеристики света
Есть критерии, по которым и оценивают свет. И вы должны их все усвоить, чтобы дальше было проще воспринимать содержимое нашей статьи.
- Мягкий / жесткий свет. То есть характеристика характера света. Мягкий свет часто делают синонимом «рассеянного», что не совсем верно. Это однобокое понимание. Лучше сказать, при мягком свете площадь световой поверхности больше, если сравнивать с объектом. Жесткий – это направленный свет (он создает глубокие тени, градиент невелик, контрастность высокая). В жестком больше драмы, яркости.
Каким способом мы получаем освещение. Какой характер: направленный, рассеянный или отраженный?
Направленность. За точку отсчета берется модель и вот как направлен относительно неё (фронтально, боком, контрово, вверх или вниз), так направление и называется.
Характер источника. С этого мы начинали. То есть – об искусственном или естественном свете идет речь.
Виды источников света
Фоновый
Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. Главная задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.
Контровый (контровой)
От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.
Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?
Заполняющий
Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, — убрались. При настройке можно опираться на уровни.
Рисующий (key light)
Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.
Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.
Как настраивается свет?
- Устанавливаем на источнике света среднюю мощность;
- Делаем пробный кадр, анализируем полученный вариант;
- Делаем поправки по мощности – больше или меньше (в зависимости от того, что нам нужно получить);
- Переход к следующему источнику.
Стандартная настройка фотоаппарата при студийной съемке:
- ISO – 100, выдержка – 1/160, F – 8.
Десять схем для студийной съемки
Гвоздь нашей программы. Прежде, чем перейти к основной теме, заметим, что важно научиться сначала управляться двумя источниками света. Как только вы их в совершенстве освоите, для вас не будет проблемой ни пять, ни шесть, ни пятнадцать источников. Плюс два источника – это стандарт.
Схема номер один
Здесь используются моноблок и тарелка. Да, фон белый. На выходе получается жесткий рисунок с четким переходом между тенью и светом, без градиента (плавного перехода).
Модель располагается в данном случае близко к фону. В таком случае фронтальный свет даст хорошую плотную и короткую тень. Это очень здорово смотрится. Что касается моноблока, то варианты использования зависят от вашей авторской концепции. Сориентируем: если моноблок расположен над моделью, длина тени будет больше. И чем выше, тем – длиннее. Мы рекомендуем в данном случае использовать стойку-журавль, которая имеет несомненные преимущества перед обычной стойкой, потому что ее можно выставить строго напротив объекта съемки и она не будет вам мешать в процессе.
Схема номер два
В данном случае подразумевается использование двух источников (два моноблока плюс два белых зонта). И белый фон. Ставим свет по диагональной плоскости. Ключевой, то есть – рисующий свет является здесь основным источников.
Он дает мягкость. Далее – заполняющий, он выполняет вспомогательную функцию, то есть — призван убирать провалы по теням справа. Он же придает объем при портретной съемке. Рекомендуем развернуть объект в ¾ к камере. Рисующий свет ставится напротив / немного выше лица. Заполняющий ориентируется на уровень плеч. Свет на фоне должен равномерно распределиться. Порегулируйте мощность и попробуйте незначительно поменять ракурс источников.
Схема номер три
Оборудование: моноблоки, белый фон и зонты белого цвета. Ставим свет на уровне глаз / чуть выше объекта – справа и слева. Глубокие тени исключаются.
Схема номер четыре
Один источник. Оборудование: моноблок, зонт, который просвечивается и, наконец, меняем белый фон на черный. Моноблок выводится на уровень головы. В результате должна появиться в снимке глубина и характер.
Другое дело, что одни моделям такой вариант подходит, другим – нет. Попросите ее отойти на некоторое расстояние от задника.
Схема номер пять
Два источника. Моноблок, зонты «на просвет» плюс черный задник. Ставим два источника по левую сторону и по правую, немного по диагонали относительно объекта. Рисующий свет выполняет роль главного, соответственно его мы ставим слева.
Благодаря ему на лице модели вырисовывается треугольник света. Контровой свет ставим в правой часть, с помощью него мы придадим объекту объем, подсветив фигуру и волосы. Можно немного засветить фон, благодаря чему мы получим темно-серый градиент. Поэкспериментируйте с мощностью света и с углом падения его, а также с расположением модели относительно фона.
Схема номер шесть
Два источника плюс черный фон, рассеиватель («чашка», идущая в комплекте к моноблоку). Каждый из источников ставится, соответственно, по диагонали справа и по диагонали слева от объекта.
Рисующий свет (главный) ставится перед моделью, благодаря чему мы получаем равномерное освещение сцены на всем пространстве съемки. Второй, контровой источник, ставится at the back и справа.
Схема номер семь
Исходные данные: пара источников (моноблоки, зонты), белый задник. Ставим свет слева и справа под 90 градусов. Задача световых источников – заполнение. На выходе мы получим красивый светотеневой рисунок в левой и правой части.
Интересно глубокие тени получим в центре лица фотографируемого. Портрет получается выразительным, даже брутальным. Соответственно, это более подходящий вариант для мужчин-моделей. Белый фон получается не чисто белым, а приобретает серые оттенки.
Схема номер восемь. «Голливудский потрет»
Моноблок, рефлектор типа «тарелка», моноблок и «чашка». Здесь работаем с белым фоном. Тарелка ставится спереди, чуть выше линии глаз объекта. На выходе получается «бабочка», то есть интересная тень, падающая от носа модели.
Название схемы оправдывается тем, что в американской киноиндустрии действительно есть традиция делать такие портреты. Чем выше мы ставим рефлекторный свет, те длиннее тень, падающая от носа. Располагаем модель в метре от задника, на него должна падать тень. Кадр характеризуется плотностью.
Схема номер девять
Этот вариант схож с третьей схемой. Моноблоки ставятся точно так же.
Зонты белого цвета и фон того же окраса. Но здесь мы не используем импульсный свет. Здесь будет меньшая мощность света, за счет чего можно получить малую глубину резкости, что для портрета очень здорово.
Последняя схема. Рембрандтовская
Одна из самых распространенных и эффектных схем. Работает на контрасте между темной и светлой часть фотографии, за счет чего и получается такой объем. Названа в честь художника эпохи Возрождения, потому что это был излюбленный его прием игры со светом и тенью. Теперь считается классикой портретной фотографии.
Используется один источник (с чего начали, тем и закончим). Он ставится на расстоянии 1, 5 метров относительно модели, над головой и в 2-х метрах от камеры. Угол падения света равен сорока пяти градусам.
Расстояние от камеры и модели зависит также от характера света, а также от индивидуальных особенностей внешности модели. Используем рисующий свет, отражатель (45 градусов от вспышки), чтобы подсвечивать тени, а также не терять элементы фотографии в тени.
Эпилог
В завершение мы хотим сказать, что главное в нашем деле — это практика, практика и еще раз — практика. И не важно, как эти схемы называются, важно, чтобы для вас это не звучало абстракцией. Пробуйте, экспериментируйте и все у вас получится.
Схемы подключения люстры к источнику питания
Стандартный светильник с одним плафоном особых трудностей не вызывает, потому как имеет простую схему подключения. Между собой соединяются провода соответствующего назначения одним из описанных выше способов – с помощью клемм либо скрутки.
Схема подключения современных осветительных приборов с тремя и более плафонами несколько отличается. В такой люстре вы найдете один желтый провод -это земля, и несколько синих и коричневых проводов, по два из каждого патрона.
Особенности подключения в условиях светового конструирования
Если вы хотите, чтобы загорались одновременно все лампочки, используете одноклавишный выключатель. Провода с каждого рожка, соединенные попарно еще изготовителем, собираете в одну цветовую жилу и подключаете светильник к потолку традиционным способом. То есть, коричневый провод на люстре подсоединяете к фазе на потолке, синий – к нулю. В случае отсутствия на потолке третьего провода имеющийся заземляющий проводник на люстре вы просто должны заизолировать.
Когда нужно подключить люстру с двумя проводками к имеющимся на потолке тремя, первым делом ищем фазу. Три провода, выведенные из распределительной коробки на потолок, говорят о том, что есть возможность подключения люстры к двойному выключателю. Два из них являются фазой, а третий – это нулевой проводник. Судя по тому, что ваша люстра имеет лишь два провода, лишнюю фазу на потолке нужно просто обесточить и заизолировать ненужный кабель. Далее подключаем люстру традиционным способом, как и в предыдущем описании.
Если же вы хотите, чтобы ваша люстра светилась каждый раз по-разному и была возможность выбора умеренного или яркого света, нужно, прежде всего, приобрести двухкнопочный выключатель. Им вы сможете регулировать включение нескольких или сразу всех лампочек. Дальше решаете, сколько же лампочек у вас будет загораться отдельно.
После определения количества отдельно светящихся ламп вам необходимо разъединить все провода на люстре, обозначающие фазу. Соединяем между собой те из них, которые подключены к выбранным источникам. К примеру, ваша люстра состоит из 10 лампочек, а вам хочется, чтобы отдельно загорались 6. Тогда вы делаете две фазные жилы – из выбранных шести формируете один провод, а из остальных второй. Ноль и землю не трогаете. Изначально, все провода с нулем соединены в один пучок.
Дальше технология подключения та же, что и с одним плафоном. Только теперь с люстры у вас идет две фазные жилы – вы их подключаете к потолку. Общую жилу с нулем соединяете с таким же кабелем, и заземление крепите к крюку, на который вы повесите затем свой светильник. Все провода обязательно хорошо изолируйте, чтобы в дальнейшем не возникло никаких проблем с электричеством.
Схема подключения люстры к выключателю
Немало вопросов у домашних мастеров вызывает также схема подключения центрального объекта освещения к выключателю, особенно если речь идет о двухклавишном варианте.
Основное, что должен понимать каждый, кто берется за работу с электричеством, это безопасность эксплуатации осветительных приборов. Поэтому производя монтаж схемы, внимательно следите за тем, чтобы провод, несущий фазу, проходил к светильнику через выключатель, а рабочий ноль шел напрямую с щитка на место, где будет крепиться ваш главный источник света. В случае перегорания одной из лампочек — при правильном подсоединении проводов — вы без труда сможете сделать ее замену, просто нажав на выключатель. Комната будет обесточена.
А теперь попробуем разобраться в том, как же правильно подключить тот или иной вид светильника к разным видам выключателей.
- Подключение люстры с одним плафоном к обычному выключателю — довольно простая процедура. Прежде всего, выключатель надо разобрать, снять с него коробку и присоединить к проводам. Из распределительной коробки напрямую подключаем ноль к такому же проводу в источнике освещения. Фазу же, представленную коричневым или белым проводом, подводим не только к осветительному прибору, а и к выключателю.
- Как быть, если выключатель стандартный, а световой прибор имеет несколько лампочек и соответственно много проводов? Необходимо соединить все провода на люстре, обозначающие ноль, и подсоединить их к проводам в распределительной коробке. А затем то же самое сделать с электропроводами — фазой, но подключить их к выключателю.
- Как подсоединить люстру к двухклавишному выключателю? Схема работы практически та же самая. Разница лишь в том, что теперь вы имеете дело с несколькими разноцветными проводами, и из выключателя возвращается не один, а два источника с фазой, которые соединяются попарно с одноименными проводами на потолке. Ваша задача – соединить между собой все провода и фазы по определенному цвету.
После того как все работы по соединению и подключению проведены, смело прикручиваем свой светильник к потолку и наслаждаемся своим мастерством и красотой освещения.